История Японии - Токугава Иэясу и Эдо | Древняя и современная Япония - Традиции - Япония в картинках и фото





Мои рассказы о поездках в Японию...Отзывы, фото.

История Японии - Токугава Иэясу и Эдо вторник, декабря 2, 2008 22:04 История

ТОКУГАВА Иэясу, один из величайших исторических деятелей Японии, был старшим сыном провинциального феодального правителя Окадзаки. Он родился в середине XVI века, когда страна была истощена длительными междоусобными войнами. Затем она была объединена стараниями 2 знаменитых полководцев — ОДА Нобунага и ТОЁТОМИ Хидэёси. Одно время ТОКУГАВА Иэясу был сподвижником Нобунага, после смерти которого снова разгорелась борьба за власть. Поучаствовав некоторое время в этой борьбе, Иэясу заключил мир с Хидэёси и стал служить под его началом. Однако, после смерти Хидэёси, Иэясу, в духе Макиавелли, организовал заговор против семьи ТОЁТОМИ и, в конце концов, сокрушил ее власть. Таким образом, Иэясу, пожав плоды ОДА и ТОЁТОМИ, стал сегуном.

На хорошо известной карикатуре Нобунага изображен замешивающим тесто для пирога из разваренного риса, Хидэёси — пекущим, а Иэясу — его поедающим.

Черты их характеров отражены в следующих высказываниях, приписываемых каждому из них.
• Нобунага: «Если кукушка не поет, я убью ее»;
• Хидэёси: «Если она не поет, я заставлю ее петь хитростью»;
• Иэясу: «Я подожду, пока она запоет».

Жизнь ТОКУГАВА Иэясу была нелегка с самого детства. Девизом его жизни были «терпение и выдержка» Личность Иэясу достаточно ярко проявляется в последнем его наставлении, в котором говорится:

«Жизнь подобна долгому пути с тяжелой поклажей. Да будет твой шаг неспешен и тверд, чтобы не спотыкаться. Убеди себя, что несовершенство и неудобство — естественное бремя человека, и в сердце твоем не найдется места недовольству и отчаянию.

Когда в твоем сердце возникают тщеславные желания, вызови в памяти тяжкие дни, которые тебе пришлось пережить. Терпеливость — корень спокойной уверенности. Смотри на гнев, как на врага своего. Горе тебе, если ты знаешь лишь как побеждать, но не знаешь — что такое быть побежденным. Это сослужит тебе худую службу. Ищи ошибки у себя, а не у других. Лучше обладать малым, чем многим.»

ТОКУГАВА Иэясу получил титул сёгун в 1603 г. и стал первым сегуном сёгуната Токугава. Он установил бакуфу (букв, полевая ставка сегуна) в Эдо. Поскольку правительство сёгуната Токугава находилось в Эдо, этот период также называется периодом Эдо.

Правительство Эдо стремилось держать под контролем владетельных князей — даймё. В 1615 г. был введен «Закон о воинских родах», в котором излагались основные принципы правительства ТОКУГАВА по осуществлению контроля по всей стране, территория которой разделена на княжества — хан.

Другой эффективной мерой контроля над князьями была система санкин-котаи (система чередования присутствия). Главная цель ее внедрения заключалась в ослаблении финансовой мощи князей. В соответствии с этой системой князья обязывались чередовать по годам пребывание в Эдо и в своей провинции. А их жены и дети должны были постоянно жить в Эдо (фактически, они выступали в роли заложников). Это вынуждало князей расходовать огромные средства на содержание роскошных резиденций в Эдо и ежегодные перемещения из провинции в Эдо или обратно в сопровождении вассалов, число которых должно соответствовать рангу князя.

Теоретически князья были самостоятельны в ведении дел в своей провинции, однако, в действительности они находились под надзором правительства Эдо, указаниям которого они должны были следовать. Более того, время от времени их заставляли делать большие взносы в строительство зданий для сёгуната или решать некоторые социальные проблемы за свой счет.

В качестве идеологии режим Токугава принял ортодоксальное учение неоконфуцианства китайского ученого — Чу Хсуя. Общество было поделено на 4 класса: самураи, земледельцы, ремесленники и торговцы.

На начальном этапе периода Эдо, когда единственным источником богатства страны считалось земледелие, влияние сословия самураев на общество было очень велико. Однако, по мере развития дорожных сетей, сетей связи, денежной системы и товарного обращения влияние самурайства стало медленно, но неуклонно ослабевать.

Несмотря на то, что торговцы считались самым низшим из 4 сословий, накопленное богатство позволяло им повышать образовательный и культурный уровень. И начиная со второй половины XVIII века представители этого сословия стали играть важную роль в изобразительном и прикладном искусствах, литературе, театральном искусстве и музыке. На период Эдо пришлась кульминация развития искусств японской гравюры укиё-э и театра кабуки.

Самураи низших рангов, у которых было много свободного времени, также внесли заметный вклад в развитие литературы и естествознания.

Что касается области образования, то в стране было множество частных школ, называемых тэракоя, кроме того, в каждой провинции имелась официальная школа, управляемая князем (Займе). Говорят, что в поздний период эпохи Эдо в столице сёгуната грамотность сословия самураев составляла 100%, а сословия торговцев — свыше 70% для мужчин и более 20% для женщин.

На последнем этапе режима Токугава правительство столкнулось с проблемами, вызванными усилением противоречий между теорией и практикой, политической системой и экономикой, социальным строем и реальными интеллектуальными способностями членов общества.

Все эти проблемы, а также давление, оказываемое визитерами на так называемых Черных Кораблях из многих европейских стран и США, стали причиной зарождения движения в поддержку Реставрации Мэйдзи.

Источник: Знакомство с Японией. Тексты для гидов-переводчиков. Токио. 2005 г.


Похожие записи: Вы можете следить за любыми ответы на эту запись через RSS 2.0 feed. Вы можете ОСТАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ Tags: Оставить Ответ « История Японии - Сёгун и сёгунат История Японии - Реставрация Мэйдзи »
http://v-japan.ru/



rss